Логотип института социальных коммуникаций УдГУ Институт социальных коммуникаций

Слабовидящим

Бакалавриат. 42.03.03 «Издательское дело»

Профили подготовки: «Книгоиздательское дело».

Срок освоения

очная форма обучения - 4 года

заочная форма обучения - 5 лет

===========================================================

Возможность освоения заочно в ускоренные сроки (3,5 года):

уровень предыдущего образования — СПО и ВПО;

профиль предыдущего образования — не имеет значения;

Общая характеристика направления подготовки

Цели и задачи образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 42.03.03 «Издательское дело» (профиль подготовки: «Книгоиздательское дело») состоят, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, в подготовке специалистов по подготовке, выпуску и распространению издательской продукции в печатной и цифровой форме, а также по управлению, экономике и маркетингу издательского дела.

Согласно ФГОС, объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: книга, журнал, газета; печатное издание, электронное издание; текст; произведение литературы; вербальная и невербальная информация; авторский оригинал, издательский оригинал; цифровой документ; средства и технологии обработки, хранения, передачи, вывода и распространения информации; формы и процессы редакционно-издательской деятельности, распространения издательской продукции, информационное и организационно-управленческое обеспечение издательского дела; научное знание в области издательского дела.

Содержательная специфика программы подготовки бакалавров по издательскому делу заключается в последовательной и углубленной реализации комплекса дисциплин филологического, технологического, программно-информационного и экономического характера, призванных обеспечить эффективный и качественный оборот издательской продукции, начиная со стадии концептуального оформления замысла и завершая распространением и рекламой готового продукта.

Данное образовательное направление является уникальным для Удмуртской Республики: ни в одном другом республиканском вузе подготовка бакалавров по издательскому делу не ведется. Специалисты в области книгоиздательского дела являются востребованными в регионе, так как курс обучения позволяет им применять свои навыки в самом широком спектре печатных, рекламных и информационных услуг, выполняемых на предприятиях любой формы собственности.

Преподавание в рамках бакалавриата по издательскому делу ведется с учетом современных технологий в книгоиздании, подготовке медийных продуктов и книготорговле. Большое внимание уделяется электронным технологиям обучения и редактирования издательской продукции, в частности программам верстки текста и изображений. Преподаватели выпускающей кафедры издательского дела и книговедения, а также преподаватели Института социальных коммуникаций обладают уникальным опытом, полученным в ходе практической работе по специальности, на курсах повышения квалификации и во время международных научных стажировок.

Описание основной образовательной программы

Образовательная программа по профилю подготовки «Книгоиздательское дело» состоит из следующих циклов: 1) «Гуманитарный, социальный и экономический»; 2) «Математический, естественнонаучный и программно-информационный»; 3) «Профессиональный».

Циклы содержат базовую и вариативную части. Базовая часть определяется Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 42.03.03 — Издательское дело. Вариативная часть программы установлена Удмуртским государственным университетом. Вариативная часть предполагает возможность свободного выбора студентом ряда дисциплин (1 дисциплина из двух-трех предлагаемых или две дисциплины из трех). Дисциплины базовой и вариативной части сгруппированы по модулям.

В базовой части на модули разбит общепрофессиональный цикл предметов (модули «Профессионально-лингвистический», «Профессионально-литературный», «Профессионально-издательский-1» и «Профессионально-издательский-1», «Распространение печатных и электронных изданий»). Среди дисциплин базовой части — история, философия, иностранный язык, экономика, правоведение, математика и информатика, информационные технологии в издательском деле, программные средства обработки информации, современный русский язык, практическая и функциональная стилистика русского языка, история зарубежной литературы, история отечественной литературы, печатные и электронные средства информации, основы редактирования, технология производства печатных и электронных средств информации, современное издательское дело, менеджмент в издательском деле, маркетинг в издательском деле, экономика издательского дела, правовые основы издательского дела, основы теории и практики распространения издательской продукции.

Вариативная часть по всем трем циклам дисциплин также состоит из ряда модулей. В гуманитарном, социальном и экономическом цикле это два гуманитарных модуля, а также модули «Гуманитарно-лингвистический», «Социально-политический» и «Региональный».

В математическом, естественнонаучном и программно-информационном цикле выделены следующие вариативные модули: 1) «Естественнонаучный и математический»; 2) «Программно-информационный — 1», в котором преподаются такие предметы, как мультимедиа-технологии в издательском деле, издательские системы и компьютерная графика; 3) «Программно-информационный — 2» (дисциплины: создание Web-сайтов, электронные издания, рекламная графика).

В вариативную часть профессионального цикла входят такие модули, как: 1) «Литературно-лингвистический» (дисциплины: современный литературный процесс, активные процессы в современном русском языке, теория текста, теория литературы); 2) «Редакционный» (дисциплины: книговедение, библиография, авторское право, редакторская подготовка изданий, художественный дизайн в книжном деле, современные концепции периодических изданий, практика редактирования); 3) «Управленческо-технологический» (дисциплины: технология редакционно-издательского процесса, практика PR в сфере издательского дела и книжной торговли, стандарты и критерии качества в книжном производстве, система информационной безопасности в России); 4) «Маркетингово-коммуникативный» (дисциплины: связи с общественностью, реклама печатной продукции, рынок книжной продукции в России и за рубежом, антикварное и букинистическое дело).

Образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки «Издательское дело» также включает в себя физическую культуру, учебную и производственную практику (с первого по четвертый курс).

Практика

Студенты проходят производственную практику в редакциях газет («Известия Удмуртской Республики», «Удмуртская правда», «Комсомольская правда — Ижевск», «Центр»), типографиях (типография УдГУ, Ижевский полиграфический комбинат, Ижевская республиканская типография, типография «Гарант-Принт»), издательских домах («Ижевский досуг», «Premium», «Теледосуг», «Ergo»), книжных магазинах (ООО «Инвис»), библиотеках (Национальная библиотека Удмуртской Республики, научная библиотека ИжГТУ, Удмуртская республиканская библиотека для слепых, библиотека ИСК УдГУ, Централизованная библиотечная система г. Ижевска им. Некрасова), а также в организациях различных форм собственности, занимающихся информационно-издательской деятельностью (НТЦ «Возрождение», ЗАО «Митра», ООО «Частный интерес», ООО «Спектр-Медиа», Российский Аукционный Дом, ООО «Растро», ООО «Прометей-люкс»).

Возможность участия в региональных, всероссийских и международных мероприятиях

Студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Издательское дело», регулярно участвуют в научных конференциях на базе УдГУ, в олимпиадах по издательскому делу и конкурсах на лучшую студенческую научную работу по издательскому делу и редактированию, проводящихся в Московском государственном университете печати. На протяжении ряда лет студенты нашей специальности занимают призовые места в этих конкурсах и олимпиадах. С 2009 г. на базе Института социальных коммуникаций и кафедры издательского дела и книговедения проводится единственная в Российской Федерации олимпиада по издательскому делу. Среди участников Всероссийской олимпиады — представители вузов Кирова, Ульяновска, Краснодара, Екатеринбурга, Ярославля, Омска, Томска, Новосибирска.

Международное сотрудничество

Студенты и преподаватели кафедры издательского дела и книговедения принимают активное участие в международных научных и образовательных программах в рамках соответствующих программ Удмуртского государственного университета (Erasmus Mundus, программы обмена по двусторонним соглашениям с университетами Испании, Германии, Финляндии и др.). Преподаватели кафедры имеют налаженные контакты с научными организациями и вузами Германии (Фонд им. Гумбольдта, Erasmus Mundus и др.).

Кадровое обеспечение учебного процесса

Учебный процесс по направлению подготовки бакалавриата «Издательское дело» обеспечивается кафедрой издательского дела и книговедения и другими кафедрами Института социальных коммуникаций. На кафедре издательского дела и книговедения на сегодняшний день работают 11 преподавателей, из них 1 доктор наук, 4 кандидата наук. Два преподавателя кафедры заканчивают работу над кандидатскими диссертациями. Преподаватели кафедры регулярно проходят стажировки и курсы повышения квалификации в УдГУ, МГУ, МГУП и других вузах России, а также за рубежом. Активно публикуются монографии, учебные пособия и статьи по различным проблемам издательского дела — литературе, лингвистике, редактированию, журналистике, истории прессы, книжного, книготоргового и книгоиздательского дела в Удмуртской Республике. Заведующий кафедрой, доктор филологических наук Ерохин Александр Владимирович, руководит кафедрой с 2001 г., имеет 120 научных и учебно-методических публикаций. В разное время получал различные зарубежные и российские гранты на проведение научных исследований. Под руководством А. В. Ерохина ведется работа по научному направлению «Эпоха модерна в литературах Запада».

Сотрудничество с научными учреждениями

Кафедра издательского дела и книговедения сотрудничает с рядом научно-образовательных учреждений: Московским государственным университетом печати, Институтом мировой литературы Российской академии наук, редакцией Большой Российской энциклопедии. В сотрудничестве с данными организациями проводятся курсы повышения квалификации, выполняются хоздоговорные работы, выполняются совместные научные гранты.

Аудиторное и материально-техническое обеспечение учебного процесса

На сегодняшний день у Института имеется два собственных компьютерных класса, в каждом по 13 рабочих мест, оборудованных современными машинами, шесть аудиторий, из них две поточных (на 60 и 80 человек), кабинет методической литературы, в котором храниться более 22000 книг и журналов, с читальным залом на 20 мест.

Аудитории, компьютерные классы и структурные подразделения института обеспечены необходимым мультимедийным оборудованием, компьютерной и оргтехникой. По мере необходимости оборудование модернизируется и пополняется.

Основная образовательная программа по направлению «Издательское дело» уже в настоящее время обеспечена основной и дополнительной литературой. В Институте социальных коммуникаций УдГУ имеется кабинет методической литературы, который располагает библиотечным фондом, постоянно пополняющимся как общей, так и специальной литературой и периодическими изданиями, в том числе по направлению «Издательское дело». Общий библиотечный фонд в настоящее время составляет 21 167 единицу книг; учебно-методических пособий — 1602 экземпляров; периодических изданий — 2476 экз. Ежегодно выписываются специализированные журналы

Достижения студентов и выпускников. Выдающиеся выпускники

Выпускники кафедры работают в издательских и издательских домах, редакциях газет и журналов, рекламно-информационных агентствах г. Ижевска и других городов Удмуртской Республики: в издательствах «Удмуртия» и Удмуртского государственного университета, Издательском доме «Александр & Александр», НТЦ «Возрождение», ИД «Альфа», «Premium», «Бон Анца».

Возможности продолжения образования

Выпускники кафедры могут продолжать образование в магистратуре ИСК по специальностям «Издательское дело», «Культурология».

Виды профессиональной деятельности

Выпускник по направлению подготовки «Издательское дело» с квалификацией (степенью) «бакалавр» получает следующие знания и умения: выявление покупательского спроса на издательскую продукцию и оценка конъюнктуры ее рынка; формирование репертуара издательства; определение характеристики проектируемых книжных, газетно-журнальных, рекламных, электронных и других изданий; взаимодействие с рекламодателями и рекламными агентствами; разработка маркетинговых мероприятий издательства; расчет рентабельности конкретного издательского проекта; работа с клиентской базой издательства; разработка концепции издания; реализация издательского проекта; планирование, формирование и выпуск номера периодического издания; формирование тематического плана и издательского портфеля; использование информационных технологий и программного обеспечения при разработке издательских проектов; оценка авторских заявок и авторских оригиналов; редактирование авторских оригиналов книжных, газетно-журнальных, рекламных изданий, контента цифровых документов; правка авторского текста; разработка состава, структуры и аппарата издания; разработка дизайна издания; формирование издательского оригинала и подготовка издания к выпуску; контроль качества художественного оформления и полиграфического исполнения издания; формирование структуры и контента электронных изданий и применение программных средств их разработки; координация работы над издательским проектом; организация работы с авторами; использование цифровых активов и баз данных; принятие управленческих решений по реализации издательского проекта; разработка внутрииздательского документооборота; организация предпродажной подготовки и поставки товаров; организация информационно-библиографического сопровождения товара; подготовка и проведение рекламных мероприятий на предприятии распространения издательской продукции; обслуживание оптовых и розничных покупателей; использование электронных форматов передачи информации; распространение цифровых изданий; формирование товарного ассортимента; оптимизация управленческих процессов на предприятиях распространения издательской продукции; контроль исполнения договоров поставки и других документов; оформление первичных документов для бухгалтерской отчетности; использование современных достижений науки в практической издательской деятельности.

Трудоустройство

Выпускники работают в редакционно-издательской сфере, журналистике, рекламном деле, в системе связей с общественностью, осуществляют редакторско-издательскую деятельность в Интернете. Бакалавры издательского дела могут работать по профессиям: бильд-редактор, выпускающий редактор, главный редактор, издатель, директор издательства, корректор, редактор книг, редактор ответственный, редактор художественный, шеф-редактор, менеджер издательского процесса, менеджер в области распространения печатной продукции и др. Бакалавр издательского дела может работать в издательских домах, издательствах, редакциях газет и журналов, типографиях, в рекламных агентствах и пресс-службах, на предприятиях, специализирующихся на выпуске электронной продукции и создании интернет-ресурсов, а также в СМИ.

Контакты:

Телефон: (3412) 916–210, 916–034
Факс: (3412) 916–211
Адрес: 426034, г. Ижевск, ул. Университетская, 1, корп.4, к. 517
E-mail: pr@udsu.ru

Дополнительная информация

Информация о Всероссийской студенческой олимпиаде (II региональный тур) по специальности «Издательское дело и редактирование» (2010-2011)